Вплоть до XIX века предметы мебели эволюционировали так медленно, что только специалисты могут отличить буфет, комод или кресло одной эпохи от другой.
Все изменили научно-техническая революция, ускорившийся прогресс… И модернизм, объединивший промышленность с декоративно-прикладным искусством.
За считанные годы предметы мебели преобразились не только внешне. Они стали менее громоздкими, более функциональными. А многие из них – настолько популярными, что перешли в разряд «вечных», культовых.
Кресло Barcelona
– типичный пример содружества европейского авангардизма и новых технологий.
В 1929 году в Барселоне состоялась международная выставка, центром притяжения которой стал павильон Германии. Его архитектуру и наполнение разработал Людвиг Мис, яркий представитель интернационального модернистского стиля.
Среди предметов, включенных в состав павильона, были пуфы, кресла и кушетка, выполненные в новой, аскетичной, без мещанских финтифлюшек манере.
Спустя годы кресло «Барселона» даже более востребовано, чем раньше. Его подчеркнуто конструктивистский облик подходит актуальному сегодня минимализму, удачно вписывается в лофт и хай-тек. Тем более, что в наше время такие кресла производят в разных цветовых вариациях, используя различные обивки.
Мебель «Барселона» – безукоризненный образчик сдержанной, винтажной классики, способ сделать интерьер благородным и статусным.
Стеллаж Nuage
– удивителен уже тем, что создала его женщина-дизайнер. В конце 20-х к мужской компании французских модернистов присоединилась Шарлотта Перриан: она стала компаньоном легендарного зодчего Ле Корбюзье.
Исповедуя все те же интернациональные принципы модернизма, Шарлотта несколько лет изучала японские архитектурно-декоративные традиции. Итогом этих исследований стали шезлонги, лежанки, журнальные столики, стулья из дерева, в которых рационализм XX века сливается с природой и национальными обычаями.
Предметы, созданные Шарлоттой Перриан, пережили хозяйку, а ее книжные стеллажи восхищают чистыми, четкими линиями и гармоничной, осмысленной структурой. В них и стройность, и асимметрия, и строгость, и красочность… Стеллаж Nuage – душа «умного» интерьера, непременный атрибут жилища, где обитают интеллектуалы.
Скамья Нельсона
Nelson platform bench появилась в 1946 году, и, вопреки ожиданиям скептиков, стала легендой дизайна.
Разработчик скамьи – один из «столпов» американского модернизма, архитектор и журналист Джордж Нельсон. Лавка, им придуманная, – абсолютно простая, ровная, прямая. Однако понятный дизайн, лаконичность, эталонная геометрия и подлинность сырья (скамья сделана из светлой древесины) обеспечили ей культурное бессмертие. Nelson platform bench – безупречный элемент для оформления общественных и жилых интерьеров, ориентированных на высокую функциональность и прагматизм.
Кресло Round и стул Wishbone
Их сконструировал еще один известный модернист, датский мебельный дизайнер Ханс Вегнер. Говорят, на это его вдохновило старинное китайское кресло, увиденное на картине.
В 40-х годах Вегнер создал кресло, покорявшее простотой и в то же время необычностью. А в 60-х кандидаты в президенты Кеннеди и Никсон вели дебаты в телеэфире, сидя в креслах Вегнера. С тех пор за Round Chair закрепилась репутация «президентского» кресла: в нем, например, позировали для фотографов Барак Обама и Дмитрий Медведев.
Деревянный стул Wishbone со спинкой, похожей на птичью косточку (отсюда и название) либо на естественные прутья в форме развилки, пленяет легкой, сквозной красотой. Спрос на стулья Вегнера буквально взлетел, когда в мире получил распространение скандинавский стиль дизайна.
Столик Noguchi
Автор этого предмета, очертания которого напоминают японский, выписанный тушью иероглиф, – Исаму Ногути, американский скульптор, театральный художник и дизайнер с японскими корнями.
Журнальный столик, который он представил публике в 1947 году, стал элегантным звеном, скрепляющим модернистскую культуру Запада с приемами японского искусства. Благодаря округлой стеклянной столешнице, детище Исаму Ногути смотрится изящно и всегда современно. А деревянные подпорки, расположенные под углом, – обращение к прошлому, к восточной каллиграфии.
Сегодня столики Noguchi – один из самых тиражированных мебельных предметов. И не случайно, ведь они способны украсить и классический интерьер, и вписаться в новаторскую обстановку.
Кресло Egg
…то есть яйцо – гениальное изобретение промышленного дизайнера, представителя датского функционализма Арне Якобсена.
Вообще ему принадлежит внушительное число оригинальных мебельных конструкций, но кресло-яйцо превзошло остальные по популярности, достигнув настоящей славы.
Во-первых, это кресло удивительно комфортно. Во-вторых, не занимает много места. А форма и разнообразие расцветок легко «пропишут» его в любом доме как с новейшим интерьером, так и с уклоном в ретро.
Кресло Swan
– другое, не менее известное произведение Арне Якобсена. Поистине это икона дизайна, пример уюта и фешенебельности. А также эстетики: спинка, сиденье и подлокотники вращающегося кресла составляет единый, плавный и округлый контур, напоминающий лебедя.
Swan Chair идеально для офиса и дома, оно способно украсить и рабочее пространство (допустим, кабинет или комнату ученика), и лаундж-зону.
Стул Panton
Еще одно детище родом из Дании. Его творец – архитектор и революционер в области мебельного дизайна Вернер Пантон.
Стул, изобретенный им в конце 50-х, необычен, но впечатляюще удобен. Он остается не только хитом мебельных продаж, но и экспонатом в музеях современного декоративно-прикладного искусства.
Вы без труда узнаете Panton Chair по особенному искривлению (оно напоминает цифру 5) и яркому пластику. Эти стулья – хороши в качестве обеденных и превосходны для офиса.
Кресло Eames Lounge
– плод совместного творчества изобретателей игрушек и предметов мебели Чарльза Эймса и его жены Рэй. В 1956 году кресло, придуманное супругами, совершило настоящую сенсацию.
Eames Lounge – невероятная конструкция, нацеленная на роскошный отдых. Она сочетает собственно сиденье и мягкую подставку для ног, которая при надобности трансформируется в отдельную банкетку. Высокая спинка этого кресла-кушетки дополнена подголовником, а вместо подлокотников – широкие, сибаритские бортики. Обивку Eames Lounge и по сей день делают из кожаных подушек и вшитых под них резиновых прокладок, обеспечивающих полную амортизацию и суперкомфортность.
Кресло Eames – предмет гордости дома, элитарный аксессуар для кабинета делового и успешного человека.
Стул Eames
был спроектирован супругами за несколько лет до появления кресла и стал самой популярной массовой моделью мебели.
Это демократичный, но очень стильный аналог рабочих и обеденных стульев, эргономичная форма которого послушно повторяет изгиб тела. Стулья Eames производят из разноцветного пластика, дополненного деревом или металлом, что дает им путевку в любой интерьер.
Стол Tulip
или стол-тюльпан – один из самых узнаваемых в мире предметов. Целью финского дизайнера и архитектора Ээро Сааринена, придумавшего коллекцию кухонной мебели Tulip, было уменьшить число мешающих опор и неудобных ножек.
Первые столы в форме цветка на стебле выполнялись из легкого алюминия. Сегодня же стол-тюльпан может быть из пластика или стекловолокна, подкрепленного деревом.
Изысканный обеденный тюльпан – идеальное решение для небольшой столовой в классическом или винтажном духе.
Диван Togo
– олицетворение домашнего благополучия и полного релакса.
Появившись в 1973 году на выставке в Париже, диван получил медаль за инновационность и почти сразу стал бестселлером мебельного производства.
Да как же иначе, ведь его конструкция не содержит ни единой жесткой детали. А сильно вытянутый силуэт, разработанный Мишелем Дюкароем, наполнен пенополиуретаном с различной степенью упругости.
В 70-х годах диваны-того производились в миллионах экземпляров и украшали гостиные как представителей среднего класса, так и рок-звезд. А сегодня эта мебель – лучший инструмент сделать обстановку душевной, умиротворяющей, располагающей к отдыху.
Кресло Bubble
Ну разве его спутаешь с каким-нибудь другим?
Кресло-пузырь разработал в 1966 году финский дизайнер-новатор Ээро Аарнио. Сделанное из прозрачной акриловой смолы, лишенное ножек (вместо них – цепочка для подвешивания), оно и правда очень похоже на полый невесомый шар.
Bubble Chair стало символом свободы действий и неординарности характера, хотя натуры более консервативные сегодня могут купить точно такое же кресло на ножке.
Подвесной полупрозрачный «мыльный пузырь» – находка для современного, с обилием открытого пространства и панорамными окнами дома.
5 культовых светильников, которые вне времени
Конечно, это далеко не весь перечень «вечных» мебельных предметов – мы рассказали только о тех, которые возникли на гребне интереса к модернизму, были созданы его основателями или пылкими приверженцами.